Главная / Культура / Цой жив: в «Гараже» открылась уникальная выставка

Цой жив: в «Гараже» открылась уникальная выставка

Экспозиция посвящена советской практике звукозаписи

Со второго этажа музея современного искусства «Гараж» доносятся слабо различимые звуки джаза. Здесь 14 августа открылась новая выставка, посвященная уникальному эпизоду жизни послевоенного советского общества, а конкретно тем людям, что, рискуя свободой, сделали запрещенную музыку более доступной для широкой аудитории. В песне Виктора Цоя есть строчки «Ты готов был отдать душу за рок-н-ролл, Извлеченный из снимка чужой диафрагмы», они как нельзя лучше характеризуют эпоху «музыки на костях». Начиная с 40-х годов прошлого столетья, на фоне строжайшей цензуры в отношении западных музыкальных жанров и песен иммигрантов, единственным способом услышать запрещенную музыку были обыкновенные рентгеновские снимки. 

Цой жив: в «Гараже» открылась уникальная выставка

По окончании Второй мировой войны между двумя идеологиями, капитализмом в западных странах и социализмом в СССР установилось противостояние. Советская молодежь старалась убежать от серой реальности, что ее окружала. Заимствуя зарубежные ценности, такие как одежда, фильмы, музыка или литература, они кидали вызов системе, загоняющей в рамки. Это положило начало зарождению субкультуры, известной как «стиляги». Это движение ассоциируется у нас сегодня с яркой одеждой и зажигательными танцами под джаз и рок-н-ролл, однако советское правительство считало, что западное творчество содержит идейно вредные мысли и пластинок с этой музыкой просто не было в продаже.

В то непростое для советских меломанов время и началась так называемая эпоха «музыки на костях». Самой большой проблемой была нехватка винила. Но энтузиазм советского человека всегда поражал и, когда у подпольных звукозаписывающих студий были трудности с материалом для изготовления пластинок, на помощь пришли медики, а именно рентгенологи.

В отличии от винила, который был в дефиците, рентгеновских снимков было достаточно. Они добывались в мусорных контейнерах возле больниц или у смелых врачей, ведь за подобные музыкальные шедевры в тюрьму отправлялись не только меломаны, но и сами доктора незаконно продававшие рентгеновские снимки. Движениями маникюрных ножниц листу с изображением человеческих костей придавали более-менее округлую форму, а по центру сигаретой прожигалось отверстие. Музыку записывали электорекордером. Качество записи, конечно, было далеко от оригинала, но советский человек дорожил этим кусочком свободы.

Сам факт запрещенности делал эту музыку еще более вожделенной. С появлением доступных магнитофонов эпоха «музыки на костях» подошла к концу. Сегодня таких пластинок осталось ничтожно мало, а, следовательно, шансов увидеть их еще меньше. С 14 августа по 5 октября у всех неравнодушных будет возможность лицезреть оригиналы тех самых пластинок, архивные документы времен звукозаписи на рентгеновских снимках, а также посетить «мастерскую бутлегера» — воссозданную студию звукозаписи с подлинным рекордером 1950-х.

Источник

Прокрутить до верха